Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
Loading
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама



Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная О НАС / ABOUT US Статьи Раздельный сбор – процесс пошел, но не туда…. /Еще раз о раздельном сборе - комментарии Ecolife

Раздельный сбор – процесс пошел, но не туда…. /Еще раз о раздельном сборе - комментарии Ecolife

Проблемы  раздельного  сбора  отходов в  нашей  стране.

Евгений Боярский

В  контексте  объявления  2017  года  в  России  годом  экологии  самое  время  эту  самую  экологию  немного  приблизить  к  жизни  простых  людей,  вывести  ее  за  пределы  научных  журналов,  статистических  отчетов  и  телевизионных  репортажей.  Существует острая необходимость  вовлечения  населения  в  раздельный  сбор  отходов,  который  является  самым  эффективным  методом  снижения  бытовых  отходов  и,  соответственно, нагрузки  на  окружающую  среду.  Но  процесс  внедрения  раздельного  сбора  отходов,  который  активно  пропагандируется  экоактивистами  и  локально  начинает  внедрятся  властями  в  ряде  мест,  с  самого  начала  пошел по  самому  неблагоприятному  варианту.

Контейнера раздельного сбора устанавливаются  на  мусорных  площадках  рядом  с  обычными  баками  в  расчете  на  то,  что  граждане  массово  начнут   у  себя  дома  старательно  сортировать  мусор,   а  потом  аккуратно  размещать  их  в  соответствующие  баки.   При этом довольно скромные результаты многочисленных  предыдущих  и  текущих  подобных  инициатив, казалось бы должны были бы натолкнуть  заинтересованные  стороны  на  очевидный  вывод,  что  этот  вариант  раздельного  сбора  не  самый  эффективный.  Попробуем разобраться, почему это так.

Самая  большая  проблема  заключена  в  отсутствии  мотивации  для  большинства  граждан  для  приложения  подобных  усилий.  Дело в том, что «активные» экологически-сознательные граждане,  которые  в  реальности  составляют  немногочисленную  часть  общества,  и  так  участвуют  в  раздельном  сборе, самостоятельно отвозя  накопленное  вторсырье  в  стационарные  пункты  приема.

Надежда на то, что  повсеместная  установка  контейнеров  раздельного  сбора  значительно  увеличит  количество  задействованных  людей,  по  большей  части  иллюзорна.  У  нас  многие  не  хотят  донести  до  мусорного  бака  обычные  пакеты  с  мусором  и  бросают  их  в   любом  месте.  Приведу пример  из  своего  профессионального  опыта,  когда  пришлось  заниматься  проблемой  свалки  возле  забора  моего  учреждения,  устроенной  жителями  ближайших  домов.  Ситуация  заключалась  в  том,  что  мусорная  площадка  находилась  несколько  в  стороне  и  не  попадала  в  обычные  маршруты  людей  на  остановку  транспорта, в магазин  и  т.д..  Поэтому часть  жителей  посчитали  для  себя  приемлемым   бросать  свой  мусор  под  забор  учреждения,  которое,  на  свое  несчастье,  оказалось  на  самом коротком  пути  к  остановке.  И  эта стихийно возникшее явление приняло  такие  масштабы,  что привлекло  внимание  даже  местных  властей.

Таких свалок  бытового  мусора  на  пустырях,  зонах  отдыха  и  возле  заборов  организаций  и  предприятий  по  стране  не  пересчитать. Также  нередко   можно  наблюдать  брошенные  пакеты  с  мусором  на  ступеньках  спуска  в  подвалы  жилых  домов.  Мне  было  сложно  представить,  что  за  люди  это  делают,  но  случай  предоставил  возможность  воочию  увидеть  пример  подобного  поведения.   Довелось  увидеть,  как  средь  белого  дня  двое  подростков,  мальчик  и  девочка  лет  12-14,  неся  из  дома  мусорный  пакет,  бросили  его  на  входе  в  подвал  жилого  дома.  До мусорной  площадки  им  оставалось  пройти  около  30  метров.  И  нет  сомнения,  что  они  повторили  поведение  своих  родителей.  Также  мне  пришлось  столкнутся  с  тем, что  в  моем  доме  один  из  жителей  стал  оставлять  пакеты  с  мусором  между  этажами  и даже  запах  гниющих  отходов  в  своем  же  подъезде  не  остановил  человека  от  такого  поведения.  Когда  все  это  начало  происходить,  было  предположение,  что  на  такое  способен  только  кто-то   из посторонних — временно снимающих  жилье, хотя и это не  укладывалось  в  голове. Но какой  же  это  был  шок,  когда  выяснилось,  что  виновник  является  постоянным  жителем  дома  с  момента  его  заселения.   Напрашивается  вывод,  что  эффективность  раздельного  сбора  посредством   размещения  контейнеров  на  мусорных  площадках   будет  намного  ниже  ожиданий.

Кроме  того,  такой  вариант  внедрения  раздельного  сбора  является  дублированием   системы  вывоза  обычного  мусора  (отдельные  контейнера,  отдельный  транспорт,  отдельные  сортировочно-накопительные  площадки  и  т.д.),  что  нецелесообразно  по  финансовым  и  организационным  соображениям.   К тому  же  сама  система  вывоза  обычного  мусора  нуждается  в  совершенствовании  и  финансовых  затратах.  Существует  проблема  охвата  многочисленного  частного  сектора,  на  местах  существует  проблема  сбоев  графика  вывоза,  множество  площадок  по  стране  не  оборудованы  твердым  покрытием,  ограждениями  и  навесами.  А  уж  о  мытье  в  теплый  период  мусорных  контейнеров  и  говорить  не  приходиться.  И  гниющие  остатки  пищи  на  стенках  контейнеров  повсеместно  от  столицы  до  маленьких  поселков  одаривают  жителей  отвратительными  запахами,  приводят  к  размножению  мух,  крыс  и  бактерий  различных  инфекций.

Также  необходимо  понимать,  что  контейнеры  раздельного  сбора  станут  подвергаться  вандализму,  который  по  своему  масштабу  в  нашей  стране  является  отдельным  экономическим  фактором.  Есть  немало  примеров,  когда  запущенные  администрациями  городов  или  бизнес  сообществом  локальные  проекты  раздельного  сбора  приостанавливались  или  закрывались   по  причине  массового  изуродования  установленных  контейнеров.  И  это  явление  отнюдь  не  имеет  тенденции  к  снижению.  В  одном  из  печатных  изданий  были  опубликованы  данные  анонимного  опроса  подростков  об  их  участии  в  актах  вандализма.  И  около  60%  подростков  признались,  что  хотя  бы  раз  принимали  в  этом  участие.  Какой  процент  совершает  такие  действия  регулярно,  остается  только  догадываться.  Также  надо  понимать,  что  среди  взрослого  населения  находятся  немало  асоциальных  субъектов,  которые в  пьяном  угаре  или  по  своему  образу  жизни  вносят  свою  лепту  в  это  явление.

Следующий  аргумент  против  -  это  такое  непривычное  для  слуха  современного  человека   явление  как  «вредительство».  Оно  похоже  по  проявлениям  на  вандализм,  но  имеет  другую  мотивацию.  Суть  в  том,  что  в  контейнеры  для  раздельного  сбора  люди  сознательно  бросают  пакеты  с  обычным  мусором,  даже  если  рядом  стоит  обычный  мусорный  бак.  Это  постоянно  отмечают  экоактивисты  при  реализации  своих  проектов.  В  самых  разных  социальных  группах  можно  увидеть  немало  людей,  в  которых  современная  жизнь  затронула  струны  низменных  потребностей.  В  отличие  от  вандализма,  причиной  которого  является  проявление  подросткового  самоутверждения  или  агрессии,  вредительство  имеет  цель  получение  удовлетворение  от  мысли,  что  окружающим  нанесен  вред.  Таким  образом  ущербные  субъекты  проявляют  свою  озлобленность  на  жизнь.  Такие  люди  встречаются  в  разные  времена,  но  в  непростые  периоды,  к  которым  можно  отнести  и  наше  время,  их  становиться  заметно  больше.  Пакеты  с  обычным  мусором  в  контейнерах  раздельного  сбора  существенно  усложняют  ситуацию,  а  при  значительном  масштабе  сводят  все  усилия  на  нет.  И  когда  рассматриваются  различные   варианты  внедрения  раздельного  сбора,  эта  проблема  не  должна  выпасть  из  поля  зрения.

Следующий  аргумент  против  -  это  необходимость  досортировки  содержимого  контейнеров  раздельного  сбора.  Например,  материал  из  контейнера  «пластик»  необходимо  разделить  на  подвиды  -  ПЭТ,  ПНД,  ПВД,  ПС,  ПП,  АБС  и  т.д.   Конечно,  такая  сортировка  по  затратам  и  трудоемкости  не  сравнима  с  разбором  обычного   мусора.  Но  не  избавляет  от  необходимости  иметь  сортировочные  мощности,  отдельный  транспорт  для  объезда  многочисленных  мусорных  площадок,  штат  рабочих.   Если    участие  в  раздельном  сборе  будет  массовым,  вандализм  сведен  к  минимуму,  то  фактор  досортировки  не  имеет  значение.  Но  при  реальном  положении  вещей  он  ложится  на  чашу  аргументов  против.

Нередко  можно  услышать,  что  необходимо  воспитывать  экологическую  сознательность  у  населения  и  таким  образом  увеличивать  количество  участвующих  в  раздельном  сборе  людей.  Хотелось  бы  узнать  у  таких  оптимистов,  каким  образом  они  планируют  менять  мировоззрение  взрослых  сформировавшихся  людей.  Ведь  многие  не  могут  добиться  от  своих  собственных  детей  сесть  дома  за  уроки,  а  тут  они  берутся  переделать   взрослых  людей.  Это  не  под  силу  не  только  инициативным  группам  экоактивистов,  но  даже  государству.  Доказательством  служат  плачевные  результаты  воспитания  социалистической  сознательности  у  граждан  в  Советском  Союзе.  В  стране  процветало  низкое  качество  работы  и  пьянство,  а  хищения  на  дефицитных  производствах  приняли  массовый  характер.  А  когда  поменялась  внешняя  среда,  то  немалая  часть  граждан, бывших  когда-то    октябрятами,  пионерами,  комсомольцами  и  членами  партии,  влилась  в  ряды  преступных  группировок,  продажных  чиновников,  жуликоватых  предпринимателей.  И  это  результат  многолетних  усилий  мощной  советской  системы  образования!  Воистину  «бытие  определяет  сознание».

Нельзя  сильно  рассчитывать  и  на  религиозное  воспитание.  Сколько  столетий  проповедуются  принципы  «не  убий»  и  «не  укради»,  а  воз  и  ныне  там.  Для  соблюдения  этих  принципов  задействован  целый  ряд  государственных  ведомств  -  МВД,  прокуратура,  следственный  комитет,  вневедомственная  охрана,  ФСИН,  но  преступников  это  не  останавливает.  Поэтому  рассчитывать,  что  церковь  сможет  существенно  повлиять  на  экологическое  поведение  людей,   не  приходится.

Воспитание  экологического  сознания  в  детях  в  надежде,  что  они  понесут  эти  принципы  по  жизни,  в  большинстве  своем  не  оправданы.  Самым  сильным  стремлением  подростка  в  переходный  период  является  желание  походить  на  взрослых  и  если  его  семья  не  участвует  в  защите  природы,  то  для  него  школьные  уроки  по  экологии  останутся  только  частью  детства.  Основным  и  самым  эффективным  воспитателем  для  человека  является  его  семья.  Именно  здесь  закладываются  нравственные  принципы  и  мировоззрение  человека.  Система  образования  дает  ребенку  знания,  навыки  социального  общения,  но  переломить  устои  семьи  не  в  состоянии.  Если  в  семье  принято  оставлять  после  себя  мусор  на  природе,   то  ребенок,  конечно,  не  бросит  обертку  от  шоколадки  под  ноги  учительнице,  но  на  улице  он  швырнет  ее  на  ближайший  газон.  И  дети  тех,  кто  сейчас  оставляет  мусор  на  природе, так  же  будут  делать  это  в  своей   взрослой  жизни.  А  выросшие  дети  экоактивистов  будут  убирать  за  ними  на  акциях  по  очистке  мест  отдыха.  Поэтому  в  поисках  решения  экологических  проблем  не  надо  делать  ставку  на  сознательность  будущих  поколений.  Надо  найти  подход  к  ныне  живущим  людям  -  это  поколение  ничем  не  хуже  предыдущих   и  будущих.

Подход  к  людям  в  наше  и  во  всякое  другое  время   может  быть  найден  только  через  материальные  стимулы.  Всегда   в  обществе  найдутся  люди,  которые  будут  беречь  природу  по  велению  сердца,  а  не  из  корыстных  побуждений.  Но  для  большинства  на  первом  месте  стоит  личная  выгода   и  для  них  можно  предложить  целый  набор  стимулов  для  привлечения  к  раздельному  сбору  отходов.

Старшеклассникам   можно  предложить  дополнительные  баллы  к  ЕГЭ  для  поступления  в  ВУЗ.  Это  не  будет  пропуском  в  ВУЗ  молодым  людям  с  низким  уровнем  знаний.  Начисляться  будет  такое  количество  баллов,  которое  для  поступающих  с  невысоким  уровнем  знаний  ничего  не  изменит,  а  для  абитуриентов    среднего  уровня  может  оказаться  решающим.  Этот  стимул  не  требует  финансовых  затрат  государства,  а  его  применение  носит  еще  функцию  социальной  справедливости,  так  как  поддержку  получают  молодые  люди  с  социально  ответственным  поведением.

Другим  можно  предложить  потребительские  кредиты  по  сниженной  ставке  банками  с  госучастием  (Сбербанк,  ВТБ  и  т.д.).  Этот  стимул    не  приведет  к  большим  финансовым  расходам,  так  как  участвующие  в  раздельном  сборе  люди  являются  социально  ответственными  гражданами  и  процент  просрочки  и  не  возвратов  по  этим  кредитом  будет  минимальным.  И  в  конечном  итоге  банки  останутся  на  достаточном   уровне   прибыльности,  а  заодно  еще  будет  решаться  экологическая  проблема.

Следующим  серьезным  аргументом  должно  стать  увязывание  государственных  программ  дополнительной  социальной  помощи  с  участием  их  получателя  в  раздельном  сборе.  Сейчас  реализуются  различные  целевые  программы  поддержки  -  субсидирование  ипотеки  молодым  семьям,  семьям  сельских   врачей  и  учителей,  молодым  ученным,  субсидии  безработным  на  открытие  своего  дела,  льготная  ставка  по  аренде  муниципальных  площадей  мелким  предпринимателям  и  т.д.  в  зависимости  от  региона.  Считаю  справедливым  от  соискателей  дополнительной  государственной  помощи  требовать  социально  ответственное  поведение  в  обществе.

Также  принципам  справедливости  будет  соответствовать  требование  к  государственным  и  муниципальным  служащим  участвовать  в  раздельном  сборе.  Эта  категория  должна  в  первую  очередь  принимать  непосредственное  участие  в  решении  государственных  задач,  а  не  только   заниматься  призывами  к  населению  проявлять  сознательность.  С  учетом  ее  численности  это  будет  серьезным  подспорьем  в  увеличении  эффективности  данного  мероприятия.  Служащие  высокого  ранга  такую  обязанность  могут  реализовать  посредством  поручений  наемному  домашнему  персоналу,  а  остальные  служащие  находятся  в  таком  же  положении,  что  и  все  остальные  граждане.

Необходимо  привлечь  студентов  бюджетных  отделений  вузов  к  раздельному  сбору.  Они  бесплатно  получают  образование,  им  выплачивается  стипендия  и  они  не  отрабатывают    три  года   после  вуза,  как  это  было  в  Советском  Союзе.  Получается,  что  в  рыночное  время  студенты-бюджетники  находятся  в  положении,  которого  не  было  даже  в  социально  благополучное  советское  время.  Необходимо  увязать  получение  стипендии  с  участием  студента  в  раздельном  сборе.  По  сравнению  со  студентами  платных  отделений,  студенты-бюджетники  получают  огромную  по  затратам  помощь  государства  в  получении  образования  и  будет  справедливым  требовать  от  них  этой  несоизмеримо  меньшей  по  объему  отдачи.

Сама  система  сбора  вторсырья  может  быть  эффективной  только  в  виде  стационарных  приемных  пунктов.  Стационарные  пункты  приема  позволяют  полностью  исключить  влияние  вандализма  и   отпадает  необходимость  в  досортировке,   так  как  она  фактически  будет  происходить  в  процессе  приемки  у  населения.  Прием  сырья  только  в  чистом  виде  (например,  пластиковая  упаковка)  позволит  вовлечь  в  переработку  материалы,  которые  не  перерабатываются  в  грязном  виде  и  улучшить  качество  остального  сырья.  Это  в  интересах  и  людей,  ведь  накапливать   дома  необходимый   объем  для  поездки  в  приемный  пункт  нужно   в  чистом  виде  для  исключения  запахов  и  размножения  тараканов.

Сеть  приемных  пунктов  может  быть  только  государственной,  так  как  сбор  вторсырья  должен  быть  постоянным  и  повсеместным  во  всех  регионах  страны.  Сейчас  это  полностью  зависит  от  субъективных  факторов:  найдутся  ли  в  данном  городе  или  поселке  предприниматели,  желающие   заниматься  сбором  вторсырья,  какие  виды  вторсырья  они  захотят  собирать,  какие  закупочные  цены  они  установят  для  населения,  насколько  они  грамотно  умеют  вести  бизнес,  смогут  ли  они  пережить  колебания  цен  на  вторсырье  и  т.д.  Остается  нерешенным  вопрос  сбора  нерентабельного  сырья,  которое  можно  переработать,  но  которым  никто  не   занимается.  Сеть  государственных  приемных  пунктов  можно  сравнить  с  системой  здравоохранения  -  существуют  частные  медучреждения,  но  государство  обеспечивает  минимально  гарантированный    уровень  бесплатной  медицины  посредством  сети  государственных  лечебных  учреждений  по  всей  территории  страны.  Частный  бизнес  может  быть  помощником  государства  в  решении  экологических  проблем,  но  сейчас  фактически  на  него  полностью  скинули  эти  неподъемную  ношу.  Государство  продолжает  упорствовать  в  своем  желании  спихнуть  эту  проблему  с  себя  и  создает  все  новые  законодательные  акты   для  закрепления  этой  обязанности  за  бизнесом,  который  не  сможет  вытянуть  общенациональную  задачу.    Проблема  экологии  в  нашей  стране  представляет  из себя  целый  клубок,  сплетенный  из  ментальных,  культурных,   исторических  и  технологических  факторов.  А   для  его  распутывания  государство  назначило  частный  бизнес.  И  это  предопределяет  ожидающий  нас  в  будущем  результат.

Вменение   организации  раздельного  сбора  мусоровывозящим  компаниям  является  частным  примером  скидывания  властями  проблемы  на  подвернувшиеся  плечи.  Эти  компании  специализируются  именно  на  вывозе  мусора,  а  сбор   вторсырья  является  совершенно  другим,  весьма  непростым  видом  деятельности.  Для  его  организации  нужны  колоссальные  усилия,  а  этот  огромный  пласт  работы  чиновники  обозначили  как  довесок  к  госконтракту  на  вывоз  мусора.  Отсюда  и  полученный  результат  -  количество  реально  действующих  точек  сбора  и  объем  собираемого  сырья  пропорционален  подходу  властей  и  соответствующих  усилий  мусоровывозящих  компаний.

Учет  и  контроль  сдачи  вторсырья  в  государственные  приемные  пункты   может  быть  осуществлен  посредством  электронных  карт  наподобие  бонусных  карт  торговых  сетей.  Создание  приемных  пунктов  возможно  осуществить  за  счет  средств  экологического  сбора,  так  как  именно  сбор  вторсырья  является  первым  этапом  вовлечения отходов  в  хозяйственный  оборот.  Со  сбора  необходимых  для  перерабатывающих  предприятий  объемов  вторсырья  начинается  процесс  переработки  и  с  этого  шага  должна  начинаться   реализация  мер  по  уменьшению  отходов.

Программу  стимулирования  населения  для  участия  в  раздельном  сборе  можно  сделать  частью  общегосударственной  программы   поощрения   социально  ответственного  поведения  граждан.  Речь  идет  о  том,  что  сейчас  государственные  ведомства  решают  стоящие  перед  ними  задачи  изолированно  друг  от  друга.  ГИБДД  борется  с  пьяными  водителями    и  лихачами  на  дорогах,  полиция   -   с  бытовым  хулиганством  и  вандализмом,  органы  опеки  -  с  насилием  в  семье,  служба  судебных  приставов  -  с  уклоняющимися  от  уплаты  штрафов  и  алиментов,  экологические  органы  -  с   бросающими  мусор  на  несанкционированных  свалках,  жилищные  инспекции  -  с  проводящими  незаконные  планировки,  управляющие  компании  -  со  злостными  неплательщиками  и  т.д.   Но  все  эти   негативные  моменты  проявляться  в  людях  не  изолированно,  а,  как  правило,  в  той  или  иной  комбинации.  Поэтому  целесообразно  объединение  усилий  для решения  подобных  проблем.

Решение видится в создании  общей  системы  стимулирования  социально  ответственного  поведения,  когда  человек  получает  большую  выгоду  от  соблюдения  общественных  норм  и,  соответственно,   многое  теряет  при  их  нарушении.

Сейчас для  поддержания  общественно  приемлемого  поведения  используется  только  репрессивный  механизм  административного  и  уголовного  кодекса,  а  меры  поощрения   не  применяются.   И  добавление  таких  мер  внесет  свою  немалую  лепту  на  общее  благо. Само  стимулирование  может   быть  основано  на  предложенных  выше  мерах  или  дополнено  другими,  и  будет  решать  не  только  вопросы  экологии,  но  и  целый  ряд  общественно  значимых  задач

Внесенные здесь предложения  по стимулированию имеют  целью  побудить  управленческое  звено  и  экосообщество    еще  раз  проанализировать  текущее  положение  дел, его движущие силы и барьеры, к которым применимы приведенные  здесь  аргументы.  Главным итогом  усилий сообщества  должен  стать  выбор  оптимального  варианта,   который  будет  пользоваться  поддержкой  большинства  вовлеченных  в  проблему участников.

 

КОММЕНТАРИЙ Ecolife (в 2-х частях)

Комментарий 1:

В опубликованной статье конкретных рецептов нет, но тема для разговора – есть. Добавим к выводам,  что итог усилий должен быть положительно оценен населением и при этом — характеризоваться наибольшей экономической эффективностью, что может служить источником противоречий и конфликтов. Однако компромисс всегда достижим — если его искать, поэтому займемся именно этим — поиском почвы для компромисса интересов муниципалитета и горожан.

В статье справедливо отмечена уязвимость исходного тезиса, лежащего в основе подхода к организации раздельного сбора мусора в Москве. Этот тезис состоит в том, чтобы просто облегчить доступ к раздельному сбору, но справедливо отмечено, что эта идея — далеко не самая удачная и работоспособная. Заметим, что цена ошибки отнюдь не мала, если принять во внимание стоимость развертывания организации раздельного сбора в Москве.

Однако по существу можно обсудить лишь содержащееся в статье предложение комплексной, а не специализированной (изолированной) системы действий. Это было бы неплохое предложение, если бы службы могли расширить пределы своих возможностей. Однако по сути предложение противоречит еще одному тезису, определяющему рост специализации муниципальных служб. Эта идея довлеет над деятельностью муниципалитетов долгие годы –и все эти годы службы как правило размножались.

Тем не менее, сегодняшний день готов опровергать закостеневшие догмы. Основа этого – как раз в новых возможностях, создаваемых сетевой организацией и «цифровизацией» жизни. Этот феномен называют 4-й промышленной или цифровой революцией, яркими примерами которой является появление в экономике совершенно новых «островков» — технологических платформ, опровергающих прежние представления. Это Uber и Яндекс-такси, AirBnb и Alibaba – островки новой экономики, возникающие из-за новых связей между привычными вещами, сервисами и странами. Например частные автомобили на наших глазах превращаются в общественные сервисы сервисы – с одной стороны это революционно дешевеющее такси, а с другой – это нарастающее «расшаривание» (от слова share) аренды автомобиля – почасовое и поминутное использование становится нормой в автомобильном и велосипедном шеринге (car-share  и bike-share).

Если приглядеться, то можно увидеть примеры аналогичных явлений и слияний в области традиционных муниципальных сервисов. Например в Нью-Йорке элементы «цифровизации» создают новый уровень взаимодействия  дорожных и полицейских муниципальных служб – для этого айфоны полицейских, патрулирующих город обязали «сдавать» информацию о состоянии дорог, которая практически в on-line режиме поступает в распоряжение дорожной службы. Принцип очень прост – микрофоны смартфонов фиксируют удары и толчки, а специальная программа распознает дорожную информацию и «фильтрует» ее от всего лишнего.

Поэтому предложение о комплексном взаимодействии служб сегодня не должны восприниматься как выдумка и фантастика, это вопрос который уже давно стоит на повестке дня и возможно уже пришло время его решения – с высвобождением совершенно новых возможностей для решения застаревших вопросов!   Причем некоторые из них, можно сказать, лежат на поверхности: ГИБДД или патрульная служба Москвы и области вполне могли бы «сдавать» информацию другим службам города о состоянии свалок и мусоре на дорогах – с помошью видеорегистраторов, которые стали нормой оснащения автомобилей!

Следующий шаг на этом пути тоже достаточно очевиден —  автоматические приборы на борту патрульных машин милиции вполне могут в автоматическом режиме сдавать информацию о составе воздуха. Вопрос дело даже не в деньгах – если оснащать такой аппаратурой хотя бы каждый сотый патрульный автомобиль, это будет огромный шаг вперед! В тоже время экологически сознательные граждане (в том, что такие люди готовы возить даже батарейки за тридевять земель – автор абсолютно прав), могут добровольно оснащать датчиками свои автомобили и сдавать информацию о состоянии воздуха с помощью смартфонов – это сразу изменит соотношение сил – и скорее всего, не в пользу госслужб. Во всяком случае, при таком подходе больше не будет «неустановленных» источников запахов, от которых не может дышать вся столица (как было с запахом сероводорода в конце 2014 года). Возможно при этом, что служба наладки газовых датчиков-анализаторов может стать популярной составляющей городского образа жизни, а также -важной составной частью обслуживания машин госсужб – не только полиции и дорожной службы, но даже мусоровозов и  “персоналок» руководства – всего арсенала подвижных средств!

Ну уж если оптимизировать, то рассмотрим и экономические рычаги, причем самым действенным может стать вариант создания городских служб, в которых часть фонда оплаты (премиальный фонд) и часть накладных расходов формируется в зависимости от эффективности их деятельности.  Например если ГАИ будет иметь 10% прибавки к общему бюджету службы при снижении длины заторов на дорогах на определенную величину (например на 7% в пятницу, и на 15% — в остальные дни), то думается, изменения дорожной ситуации не заставят себя ждать годами – причем все начнет приходить в порядок за считанные месяцы!

Аналогичное предложение может сработать и при раздельном сборе мусора – если на «добавки» к бюджету службы смогут закупать автоматы для приема пластиковых бутылок.    Автоматы, выдающие 5-15 руб. за бутылку, могут создать заинтересованность населения – как в Германии.  Именно эту идею – заинтересовать население, и «подбрасывает» нам автор статьи о раздельном сборе мусора, как более эффективную.

Комментарий 2

Ожидаемое возражение против описанных возможностей улучшения ситуации в городе состоит в том, что они потребуют дополнительных затрат, направленных на улучшение состояния города, но не принесут прямой прибыли. Поэтому такие затраты надо относить к капитальным затратам и затратам на благоустройство города. Обычно, наибольшим объемом среди затрат на капитальное строительство отличаются дороги, а на благоустройство – пешеходные тротуары. Не будучи платными, дороги в городе, как и тротуары для пешеходов не могут окупаться, однако бюджет, выделяемый на эти нужды превосходит все остальные статьи — в Москве бюджет дорожно-транспортного департамента составляет 300 млрд. руб. ежегодно и расходуется главным образом на капстроительство. Дело в том, что главным образом этот бюджет идет на поддержание «статуса» города, хотя это не мешает всем обладателям «статуса городского жителя» стоять в пробках по утрам и вечерам. Так же «статус городского жителя» подразумевает, что заботу о мусоре город берет на себя, что вводит в заблуждение городских «навоселов» — приезжих и гастарбайтеров, они делают из этого вывод, что чистить семечки и мусорить где попало – это нормально для города! Вообще-то не так-то просто разделить, где кончаются обязанности гражданина, и начинаются привилегии городского образа жизни, намеренно обезличенного и мифологизированного. Однако во время выборов мэра именно то, как мы понимаем «городской статус», начинает становится решающим аргументом – за или против кандидата (если не считать политической воли свыше) – поэтому предвыборные обещания всегда «завязаны» на основные услуги города — благоустройство районов, дороги и вывоз мусора.

Дело в том, что все это – бесплатные общественные блага, которые «входят» в определение городской жизни. Они создают «базовый» облик или образ города — вместе с платными услугами, в состав которых входит все, что может быть нужно человеку  – ЖКХ и ТВ, безопасность и суд, медицина и питание, искусство и театр, образование и наука, спорт и секс, тюрьма и зоопарк – в городе есть все и все рядом! Особенностью бесплатного общественного блага (такого как хождение в городе по тротуарам) является то, что за производство блага, которое напрямую не продается, может отвечать только наиболее обобщенный бюджет или  наиболее агрегированный агент из всех возможных, как говорят экономисты — поэтому зачастую ответа с него очень сложно спросить. Порой это кажется столь же бесполезным, как упреки господу Богу за несовершенство мира. Однако если в стране за чистый воздух спросить можно лишь у Правительства и Президента, которые бесконечно далеко и бесконечно заняты, то в городе за это отвечает муниципалитет во главе с мэром – что порой ближе, хотя и малодоступны для горожан.

Тем не менее состав платных и бесплатных сервисов определяет именно муниципалитет, распределяя городской бюджет, и вопрос – какую часть бюджета направить на отсутствие пробок, на создание системы раздельного сбора мусора может быть решен с помощью городского референдума.  И если такой референдум провести – то бесконтрольному распоряжению бюджетом придет конец – причем даже таким лакомым как триллионный бюджет Москвы. Речь в этом случае идет о работе, которая представляет собой муниципальный заказ, выполняемый за счет бюджета. Эти так называемые «госзаказы», которые выгодны как огромным объемом, так и периодичностью возобновления.

Раньше казалось, что для такой «бюджетной революции» нужен какой-то «настоящий буйный» — борец вроде Навального или Явлинского, который «возглавит» борьбу. Однако сегодня становится ясно, что в основном сила этих изменений – не в «буйной» личности того или иного политика, а вовсе наоборот – в открытых дверях для цифрового будущего, в «расшаривании» возможностей каждого, которые могут стать теми «крохами» из которых построится будущее. Образ великой «народной строки» прошлого превращается в образ сетевого будущего, которое уже стучится в наши двери – и меняет мир, не спрашивая разрешения. Возможно, что сила этих изменений и порождает определенную политическую «отдачу» — кое-где пытаются запретить Uber, но спорить с тем, что это цифровая реальность завтрашнего дня вряд ли разумно –  она возникает также неотвратимо, как очередной восход Солнца. С этой реальностью наши города могут стать чище, а жизнь горожан может лишиться «отягощений» городского статуса — в виде пробок и смога. Именно так и наступает будущее, которое завоевывает мир – не революциями, а сервисами и удобствами, которые завоевывают мир, а уж потом, постфактум, выясняется, что они могут быть названы «устойчивыми», «цифровыми» или «социальными». Главное, что все это будет выражать одно – улучшение качества жизни людей, и это всем нам понравиться !

Александр Самсонов

см. также http://www.ecolife.ru/intervju/43099/

раздельный сбор 

27.02.2017, 990 просмотров.


Нравится

SKOLKOVO
19.11.2016 00:16:00

Создан образец модульной системы хранения электроэнергии / "Watts" from Skolkovo

Компания Watts Battery (ООО «Уаттс Бэтэри», резидент кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково») создала первый, готовый к продажам промышленный образец модульной системы для накопления электрической энергии WATTS. Он будет представлен на международном форуме для стартапов и инвесторов SLUSH, который пройдет в Хельсинки с 30 ноября по 1 декабря 2016 года. Обсуждаем «тактико-технические» характеристики модуля:

накопитель, WATT

13.10.2016 10:11:24

Аудит Фонда Сколково - объем зарплат в два раза превысил сумму грантов / Счетная Палата РФ

Бюллетень Счетной Палаты РФ №  9 за 2016 год сообщает результаты проверки Фонда Сколково. В структуре расходов Фонда в 2013‐2015 годах расходы на оплату труда составили более 8,9 млрд рублей, что составляет 13,7% от общей суммы расходов, произведенных за счет федерального бюджета. При этом объем средств, израсходованных на оплату труда, почти в 2 раза превысил сумму средств, направленных на грантовую поддержку исследовательской деятельности участников проекта, Средняя зарплата менеджеров Фонда в в 13,8 раза превышала аналогичный показатель в целом по экономике Российской Федерации.

Аудит Сколково

21.09.2016 22:49:36

Конференция IASP 2016 открылась в Москве

20 сентября в Москве состоялась церемония открытия 33-й Всемирной конференции Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (IASP). Конференция собрала более 1700 участников из 70 стран мира и стала самой представительной по количеству гостей за всю историю проведения.

IASP 2016

19.09.2016 23:07:18

В России создана сверхэнергоэффективная система остекления зданий

Компания-резидент «Сколково» «Теплориум» создала новую систему остекления, способную вдвое повысить энергоэффективность здания.

сверхэнергоэффективная система

18.08.2016 23:16:44

Конкурс Биотех стартапов

В состав жюри вошли представители проекта по поддержке предпринимательства «GVA LaunchGurus», фонда «Сколково», венчурного фонда «Primer Capital» и медицинского портала «ЕМИАС.ИНФО». Конкурс стартапов проходит в рамках конференции БИОТЕХМЕД.

Биотех

09.08.2016 16:43:57

Фонд Сколково наконец признал агро-технологии как получателй грантов

С сегодняшнего дня на гранты Фонда «Сколково» могут претендовать  компании-резиденты биомедицинского кластера по направлению «Биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности».

Фонд Сколково

27.07.2016 17:54:13

Будущее биотехнологий и биомедицины

Конкурс направлен на поиск актуальных стартапов и проектов, которые могут быть реализованы в рамках развития биомедицинской отрасли России. Конкурс проводится в рамках конференции БИОТЕХМЕД, при поддержке СКОЛКОВО и Future Biotech.

биотехнологии

RSS
Архив "SKOLKOVO UNIT"
Подписка на RSS
Реклама: