Главная О НАС / ABOUT US Статьи Засуха загрязняет воздух озоном

Засуха загрязняет воздух озоном

В первые годы засухи растения выделяют много изопрена, из-за которого в воздухе появляется озон.

Озоновый слой стратосферы защищает нас от жёсткого ультрафиолетового излучения, но на самом-то деле озон токсичен – будучи агрессивным окислителем, он повреждает органы дыхания, вызывает мутации, а при высоких концентрациях может просто убить.

Периодически озон появляется в призменном слое воздуха, но от него нас спасают Мировой океан и растения – для них он тоже токсичен, но в меньшей мере, так что они могут его поглощать и обезвреживать без особого вреда для себя. С другой стороны, многие растения выделяют летучие органические вещества, которые вступают в атмосфере в разные химические реакции, дающие тот же озон.

И поглощение озона растениями, и выделение ими летучих веществ, благодаря которым озон появляется снова, зависит от окружающих условий. Но как именно зависит? Например, в засуху растения закрывают устьица – отверстия в листьях, через которые из листа испаряется вода и через которые в лист поступают газы – кислород, СО2 и озон. В то же время из-за стресса растения производят меньше летучих веществ.

Затяжная засуха в Калифорнии позволила исследователям из Виргинского университета детально описать, как растения влияют на уровень озона, оказавшись в непростых экологических условиях. Во-первых, они слабее поглощают озон – в самые засушливые годы на 15% меньше, чем обычно. Во-вторых, поначалу с наступлением засухи деревья и другие растения синтезируют много изопрена – одного из тех самых веществ, которые участвуют в озонопорождающих реакциях. Изопрен помогает справиться с трудностями, поэтому растения наращивают его синтез. Соответственно, растёт концентрация озона в приземном воздухе.

Но это требует определённых ресурсов, и спустя четыре года синтез изопрена падает – более чем наполовину. Одновременно уменьшается и озоновое загрязнение: в статье в Environmental Science & Technology говорится, что уровень озона может снизиться на 20%. То есть можно сказать, что особенно неприятными с «озоновой» точки зрения оказываются первые годы засухи (хотя если засуха длится больше 4 лет, то от неё, очевидно, появляется масса других проблем, не дающих радоваться ослаблению озонового загрязнения).

В атмосферных химических реакциях, дающих лишний озон, участвуют не только летучие растительные вещества, но и различные оксиды азота. Их много в промышленных и автомобильных выбросах. Контролировать растительный изопрен вряд ли возможно, зато, как пишет портал Science, мы вполне можем регулировать уровень оксидов азота, не позволяя накапливаться озону в городском воздухе.

Автор: Кирилл Стасевич

Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

(Фото: mrsiraphol / Depositphotos)

озонвоздухзагрязнение

18.04.2019, 5377 просмотров.

14.07.2020 23:34:20

Пыльца погубит коронавирус?

Важное открытие сделали исследователи из Нидерландов

COVID19, пыльца, открытие, ученые

02.07.2020 15:38:55

Обнаружено более 100 штаммов коронавируса. Это ставит под вопрос создание вакцины.

Ученые и медики каждый день делают множество открытий по поводу коронавируса и пандемии. Многие из них не заслуживают внимания широкой общественности. Мы же, рассказываем о самых интересных. Тех, что касаются каждого из нас.

COVID19, исследования, ученые

29.06.2020 14:31:36

У коронавируса найдены черты поведения раковых клеток.

Ученые Калифорнийского университета в Сан-Франциско выяснили, что вирус SARS-CoV-2, который вызывает заболевание COVID-19, для заражения организма использует похожие на щупальца отростки, что позволяет инфекции быстро распространяться.

COVID19, клетки, вирус

28.06.2020 13:16:30

Использование УФ-излучения в помещениях может помочь остановить распространение коронавирусной инфекции

Преимущество дальнего ультрафиолетового света (с длиной волны 222 нм) в том, что он способен прицельно убивать многие вирусы, не повреждая при этом живые клетки организма. Эффективность дальнего УФ уже была продемонстрирована в борьбе с вирусом гриппа

использование, исследовали, ученые

26.06.2020 16:02:04

Обработка магнитным полем улучшает антикоагулянтные свойства препарата

Сотрудники Самарского национального исследовательского университета имени Сергея Королева обнаружили, что воздействие импульсного магнитного поля увеличивает эффект препарата пентоксифиллина, который рядом ученых рассматривается в качестве лекарства для предотвращения опасных осложнений коронавирусной инфекции, сообщила пресс-служба вуза.

обработка, обнаружили, ученые

23.06.2020 15:20:40

Фамотидин +ксарелто = ИВЛ не нужен!

В Киришской районной больнице в отделении интенсивной терапии 100 коек. Их занимают тяжелые и средне-тяжелые пациенты с вирусной пневмонией. Болезнь развивается непредсказуемо, и ежедневно 5-6 из них становятся претендентами на перевод в реанимацию. Однако за последнюю неделю на ИВЛ не перевели ни одного человека.

ИВЛ, обнаружили, улучшение

21.06.2020 01:50:16

Как заблокировать распространение SARS-CoV-2 без вакцины и лекарств

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего представили весьма элегантный способ борьбы с коронавирусной инфекцией. Вместо прямой атаки на патоген ученые разработали наноспонжи для обмана SARS-CoV-2. Вирус распознает наноспонжи как клетку и соединяется с ними.

COVID19, исследования, ученые