Главная О НАС / ABOUT US Статьи Из грязи в будущее глубинной переработки угля

Из грязи в будущее глубинной переработки угля

Ученые Томского государственного университета и ФИЦ Биотехнологии РАН, исследуя карьеры Кузбасса, обнаружили в горящих угольных пластах микроорганизмы. Они вырабатывают энергию из продуктов сгорания и разложения угля – угарного газа, водорода, нитратов и других, подчас опасных для человека соединений.

Геотермальные системы, к каким, например, относятся вулканы и горячие наземные и глубоководные источники, отличаются экстремально суровыми условиями. Высокие температуры сочетаются не только с кислой или очень щелочной средой, но и с химически активными соединениями, многие из которых могут быть смертельны для живых организмов – они разрушают мембрану обычной клетки.

Существовать в таких условиях могут только очень приспособленные организмы, обладающие защитными системами и способные получать энергию в ходе химических превращений доступных веществ.

Нефтяные скважины и угольные карьеры – молодые и пока малоисследованные аналоги термальных экосистем. Команда ученых изучила карьеры рядом с городом Киселевск в Кемеровской области и отобрала пробы пластов из мест с признаками подземного пожара. В результате биологи обнаружили, что в Кузбасском карьере обитает более десятка групп микроорганизмов, большинство из которых — бактерии. Все они могут перерабатывать в энергию опасные химические соединения, выбрасываемые при процессе сгорания и разложения угля.

Ученые считают, что результаты исследования откроют перспективы разработки новых биотехнологических процессов глубокой переработки. В будущем это сможет помочь в решении актуальных бытовых и промышленных задач.

«Наше исследование — еще один шаг к пониманию того, как возникли эти относительно молодые экосистемы, какие связи в них есть и можем ли мы использовать их. Они очень похожи на те, что формируются вокруг горячих источников, но кто знает, может, в них найдутся очень специфические организмы, которые позволят разработать новые способы получения ценных биотехнологических продуктов за счет использования водорода и угарного газа, образующихся при газификации угля», — рассказывает Виталий Кадников, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФИЦ Биотехнологии РАН.

Проект поддержан грантом Российского научного фонда.

источник фото

угольпереработкаученые

23.05.2021, 824 просмотра.

25.08.2022 16:12:20

В России начнут проводить операции на цифровых двойниках

Ученые Сеченовского университета начали разработку цифровых моделей органов человека. С их помощью можно оценивать необходимость операции, а также смоделировать ее процесс и последствия.

операция, пациент, двойник

10.08.2022 19:35:16

Лабораторных крыс в России заменят фантомы

Сегодня для лечения онкологических заболеваний широко используется лучевая терапия. К сожалению, при её проведении гибнут не только злокачественные клетки новообразований, но и здоровые

крысы, лабораторные, фантом

25.06.2022 19:42:32

Исследователи-биохимики восстанавливают и регенерируют клетки сердечной мышцы

Открытие может стать «мощной клинической стратегией» для лечения сердечных заболеваний

исследователи, биохимия, клетки

08.05.2022 20:30:36

Как работает новая российская система кардиомониторинга

Нижегородские ученые создали систему удаленной диагностики болезней сердца «Кардиомаяк»

ученые, разработка, кардиомониторинг, сердце

30.04.2022 13:24:41

Изменение климата увеличивает вероятность передачи вирусов от животных людям

Моделирующее исследование впервые показывает, как глобальное потепление увеличит обмен вирусами между видами.

климат, изменения, экология, Здоровье

13.04.2022 15:21:40

Дроны могут спасать жизни людей

Доставляющие дефибрилляторы дроны могут спасать жизни людей. Уже сейчас подобного рода эксперимент осуществляется в Швеции, и дроны со спасительным оборудованием прибывают всего за три минуты.

дроны, Здоровье, люди