Удивительно низкая цена на предотвращение климатической катастрофы
По мере усугубления климатического кризиса слишком много людей переходят от отрицания прямо к отчаянию. Несколько лет назад было обычным делом слышать, как люди отрицают изменение климата, преуменьшают масштабы угрозы или утверждают, что еще слишком рано беспокоиться об этом. Сейчас многие говорят, что уже слишком поздно. Апокалипсис грядет, и мы ничего не можем сделать, чтобы предотвратить его.
Отчаяние так же опасно, как и отрицание. И это в равной степени ложно. Человечество имеет в своем распоряжении огромные ресурсы, и, разумно используя их, мы все же можем предотвратить экологический катаклизм. Но сколько именно будет стоить остановить апокалипсис? Если бы человечество захотело предотвратить катастрофическое изменение климата, на какую сумму нам пришлось бы выписать чек?
Естественно, никто точно не знает. Моя команда и я провели недели, изучая различные отчеты и научные статьи, живя в облаке цифр. Но в то время как модели, стоящие за цифрами, головокружительно сложны, итог должен нас подбодрить. По данным Международного энергетического агентства, для достижения экономики с нулевым выбросом углерода нам потребуется потратить всего 2% годового мирового ВВП по сравнению с тем, что мы уже делаем в нашей энергетической системе. В недавнем опросе экономистов по климату, проведенном агентством Reuters, большинство из них согласились с тем, что достижение нуля будет стоить всего от 2% до 3% годового мирового ВВП. По другим оценкам, стоимость обезуглероживания экономики немного ниже или немного выше. , но все они измеряются низкими однозначными числами годового глобального ВВП.
Эти цифры перекликаются с оценкой Межправительственной группы экспертов по изменению климата, которая в своем знаменательном отчете за 2018 год заявила, что для того, чтобы ограничить изменение климата 1,5°C, необходимо увеличить ежегодные инвестиции в чистую энергию примерно до 3% мирового ВВП. Поскольку человечество уже тратит около 1% годового мирового ВВП на чистую энергию, нам просто нужны дополнительные 2% от пирога!
Мы можем бесконечно спорить о цифрах, изменяя модели так и сяк. Но мы должны смотреть на общую картину за пределами математики. Важная новость заключается в том, что цена предотвращения апокалипсиса измеряется низкими однозначными числами годового мирового ВВП. Это, конечно, не 50% годового мирового ВВП и не 15%. Скорее, это где-то ниже 5%, возможно, так же мало, как вложение дополнительных 2% мирового ВВП в нужные места.
И обратите внимание на слово инвестирование. Мы не говорим о сожжении стопок банкнот в качестве огромной жертвы духам земли. Речь идет об инвестициях в новые технологии и инфраструктуру, таких как современные батареи для хранения солнечной энергии и обновленные электрические сети для ее распределения. Эти инвестиции создадут множество новых рабочих мест и экономических возможностей и, вероятно, будут экономически выгодными в долгосрочной перспективе, частично за счет сокращения расходов на здравоохранение и спасения миллионов людей от болезней, вызванных загрязнением воздуха. Мы можем защитить наиболее уязвимые слои населения от климатических бедствий, стать лучшими предками для будущих поколений и в процессе создать более процветающую экономику.
Эта замечательная новость каким-то образом оказалась в стороне от горячих дебатов об изменении климата. Мы должны поставить его в центр внимания не только для того, чтобы дать людям надежду, но и в большей степени потому, что его можно воплотить в конкретный политический план действий. В последние годы мы научились определять нашу цель с помощью одного числа: 1,5°C. Мы можем определить средства для этого с помощью другого числа: 2%. Увеличить инвестиции в экологически чистые технологии и инфраструктуру на 2 процентных пункта по сравнению с уровнем 2020 года.
Конечно, в отличие от цифры 1,5°C, которая является научно обоснованным порогом, цифра 2% представляет собой лишь грубую оценку. Его следует понимать как приблизительную цифру, полезную для формирования политического проекта, необходимого человечеству. Это говорит нам о том, что предотвращение катастрофических изменений климата является вполне осуществимым проектом, даже несмотря на то, что он, очевидно, будет стоить больших денег. Поскольку мировой ВВП в настоящее время составляет около 85 трлн долларов США, 2% в настоящее время составляют около 1,7 трлн долларов США. Это означает, что для сохранения окружающей среды нам не нужно полностью пускать под откос экономику или отказываться от достижений современной цивилизации. Нам просто нужно правильно расставить приоритеты.
Подписание чека на 2% годового мирового ВВП — это далеко не все. Это не решит всех наших экологических проблем, таких как океаны, переполненные пластиком, или продолжающаяся утрата биоразнообразия. И даже для того, чтобы предотвратить катастрофические изменения климата, нам нужно убедиться, что средства вложены в нужные места и что новые инвестиции не вызовут негативных экологических или социальных последствий. Если мы разрушим экосистемы, чтобы добывать редкие металлы, необходимые для отрасли возобновляемых источников энергии, мы, возможно, потеряем столько же, сколько приобретем. Нам также нужно будет изменить некоторые из наших моделей поведения и мышления, от того, что мы едим, до того, как мы путешествуем. Ничто из этого не будет легким. Но именно поэтому у нас есть политики — их работа заключается в том, чтобы решать сложные вопросы.
Политики на самом деле очень искусны в перемещении 2% ресурсов отсюда туда. Это то, что они делают все время. Разница между политикой правых и левых партий часто составляет несколько процентных пунктов ВВП. Столкнувшись с серьезным кризисом, политики быстро переключают гораздо больше ресурсов на борьбу с ним. Например, в 1945 году США потратили около 36% своего ВВП на победу во Второй мировой войне.
Во время финансового кризиса 2008–2009 годов правительство США потратило около 3,5% ВВП на спасение финансовых учреждений, которые считались «слишком большими, чтобы обанкротиться». Может быть, человечеству также следует относиться к тропическим лесам Амазонки как к «слишком большим, чтобы потерпеть неудачу»? Учитывая текущую цену на землю тропических лесов в Южной Америке и размер тропических лесов Амазонки, покупка их целиком для защиты местных лесов, биоразнообразия и человеческих сообществ от деструктивных интересов бизнеса обойдется примерно в 800 миллиардов долларов, или один доллар. -выплата менее 1% мирового ВВП.
Всего за первые девять месяцев 2020 года правительства всего мира объявили о мерах стимулирования на сумму почти 14% мирового ВВП для борьбы с пандемией COVID-19. Если граждане надавят на них достаточно сильно, политики смогут сделать то же самое, чтобы справиться с экологическим кризисом. То же самое могут сделать инвестиционные банки и пенсионные фонды. Пенсионные фонды держат около 56 триллионов долларов США. Какой смысл иметь пенсию, если у тебя нет будущего?
В настоящее время ни предприятия, ни правительства не желают вкладывать дополнительные 2% инвестиций, необходимые для предотвращения катастрофического изменения климата. Вместо этого куда уходят деньги?
В 2020 году правительства потратили на свои вооруженные силы 2 триллиона долларов США — это 2,4% мирового ВВП. Каждые два года еще 2,4% мирового ВВП тратится на продукты, которые выбрасываются. Кроме того, правительства ежегодно тратят около 500 миллиардов долларов на прямые субсидии на ископаемое топливо! Это означает, что каждые 3,5 года правительства выписывают солидный чек на сумму, эквивалентную 2% годового мирового ВВП, и дарят ее производителям ископаемого топлива. Становится хуже. Если учесть социальные и экологические издержки, которые вызывает промышленность по добыче ископаемого топлива, но за которую ее не просят платить, то стоимость этих субсидий на самом деле достигает ошеломляющих 7% годового мирового ВВП каждый год.
Теперь рассмотрим уклонение от уплаты налогов. По оценкам ЕС, деньги, спрятанные богатыми в налоговых убежищах, составляют около 10% мирового ВВП. Ежегодно корпорации прячут в офшорах еще 1,4 триллиона долларов прибыли, что равно 1,6% мирового ВВП. Чтобы предотвратить апокалипсис, нам, вероятно, придется ввести какие-то новые налоги. Но почему бы не начать со сбора старых?
Деньги есть. Конечно, о сборе налогов, сокращении военных бюджетов, прекращении пищевых отходов и урезании субсидий легче сказать, чем сделать, особенно когда сталкиваешься с некоторыми из самых влиятельных лоббистов в мире. Но для этого не нужно чуда. Это просто требует определенной организации.
Поэтому мы не должны поддаваться пораженчеству. Всякий раз, когда кто-то говорит: «Слишком поздно! Апокалипсис на нас!», ответьте: «Нет, мы можем остановить его всего с 2%». И когда COP27 соберется в ноябре 2022 года в Египте, мы должны сказать собравшимся лидерам, что недостаточно давать расплывчатые будущие обещания о 1,5°C. Мы хотим, чтобы они вынули ручки и подписали чек на 2% годового мирового ВВП.
источник
катастрофа,
климат,
люди
21.01.2022, 1203 просмотра.