О чем поведал «Золотой витязь» : в Москве прошел фестиваль экологических фильмов
В конце июля в Москве в Доме Кино открылся I Международный Кинофорум экологических фильмов «Золотой Витязь». Он прошел с 30 июля по 3 августа под девизом: «Экология души — спасение человечества». Всего было к показу представлено 80 фильмов из разных стран: Болгарии, Беларуси, Грузии, Испании, Франции, Украины, Швеции, Польши, Сербии, Боснии и Герцеговины, 38 из них — конкурсных. Главным организатором столь значимого события является Николай Бурляев, Президент Международного Кинофорума «Золотой Витязь». Он обратился к участникам форума такими словами: «Как довести до сознания людей недопустимость циничного принципа „После нас — хоть потоп“? Ведь после нас должны жить наши дети, должна продолжаться жизнь.» Восемнадцать лет «Золотой Витязь» выступает за нравственные идеалы, «за возвышение души человека».
В своем послании форуму Юрий Трутнев, Министр природных ресурсов и экологии РФ, сказал: «Реализация проекта подобного уровня демонстрирует возросшее внимание к проблемам охраны окружающей среды во всем мире. И от того, насколько полным и разносторонним будет подход к осмыслению этих проблем, в итоге зависит эффективность принимаемых большинством стран мер. Уверен, что одним из лучших средств осмысления сегодняшнего положения человека в окружающем мире является язык искусства и, в частности, кинематографии».
Предваряли начало кинофорума две пресс-конференции: одна посвящалась открытию первого МКФ экологических фильмов, а другая — научно-практическая конференция — «Экология души и природы — спасение человечества». В пресс-конференциях приняли участие известные деятели кино, экологи, политики. Кинокритик Кирилл Разлогов признал важность задач, поставленных перед экологическим Кинофорумом, отметив, что первому такому проекту будет не по силам решить весь круг проблем, стоящих перед всеми участниками столь необходимого мероприятия. Будет столкновение мнений, верований и убеждений. Но для этого все здесь и собрались, чтобы, получив первый опыт, выработать дальнейший план развития экологической темы в кинематографе.
Выступавшие ученые-экологи (представители экологических фондов WWF, «ЭКОГРАД» «Экология и Мир» и предприятия ООО «ДИОД»), медики, микробиологи Владимир Базарный, Алла Кожевникова, Александр Аксенов, Николай Караваев, Тамила Кантаурова, Олег Хабаров, Евгений Шварц, Иван Решетников и др., говоря о проблемах экологии: горах мусора, качестве воды, воздуха и продовольствия, выделяли главным — спасение души и нравственности. Поэтому особое значение имеет объединяющий всех экологический Кинофорум, дающий надежду на экологическое просвещение и воспитание большего количества людей.
В рамках фестиваля состоялся концерт-манифест в Парке Горького.
В программе кинофорума помимо конкурсного показа проходил и — внеконкурсный, а также в Белом зале прошла ретроспектива авторских кинофильмов, анимационных фильмов.
Открыл кинофорум французский фильм «Home». Во Всемирный день окружающей среды, 5 июля 2009 года, состоялось событие, «беспрецедентное по своему замыслу и воплощению» — премьерный показ фильма одновременно более чем в 100 крупнейших городах мира от Токио до Буэнос-Айреса. Тогда фильм увидели около 6 миллионов зрителей. На центральных площадях городов с экранов под открытым небом транслировались уникальные кадры съемки Земли с высоты птичьего полета — результат совместного творчества всемирно известного аэрофотографа Янна Артюса-Бертрана и культового режиссера Люка Бессона.
Фильм потрясает. Авторы сумели показать взамимосвязь всего сущего на нашей планете и тот возможный конец, который нас всех живущих на ней ожидает, если мы будем продолжать так безжалостно и безответственно относиться к природе.
В первый же день конкурсному показу высокую планку задал фильм польского режиссера Кристиана Матысека «Клювом и когтем» (2002 г.). За 53 минуты экранного времени перед зрителями протекала жизнь пернатых — героев картины: сов, орлов, дятлов и др. Автору потребовалось три года, чтобы создать столь совершенное произведение. Мы наблюдали тайную жизнь птиц на северо-востоке Польши: борьбу за выживание, материнский инстинкт, проявляемый в дикой природе. Не случайно фильм получил Диплом Кинофорума за лучшую операторскую работу.
В фильме «Биоэнергия для региона» (реж. Катажина Пелка-Вольштайн, Польша, 2008 г.) поднимается важный для современного мира вопрос о ветряных генераторах, переходе на альтернативные источники энергии. На примере опыта Норвегии польские исследователи пытаются использовать ветряки для небольшого местечка Смола лодзинского региона. Но здесь возникает проблема миграции птиц — они выбирают новые места, т. к. ветряки представляют собой угрозу для их жизни.
Несколькими интересными работами отметились белорусские кинодокументалисты: «Вечное возвращение» (реж. М. Ждановский, 2008 г.) — о возвращении храму в небольшом селении его «первородного» предназначения, «Кривая Нива» (реж. С. Рыбаков, 2007 г.) — о жизни в радиоактивной зоне несуществующей деревни с этим названием, «Земля» (реж. С. Катьер, 2008 г.) — о возрождении деревни с применением самых последних достижений науки и о таланте руководителя-ученого, сумевшего это сделать.
Фильм же Игоря Бышнева, профессионального эколога, зоолога-орнитолога, «Зачарованные болота» (2006 г.) рассказывает о жизни болот и его обитателях. В Белоруссии насчитывается около 7000 болот и они заслуженно называются «легкими Европы», т. к. в больших количествах поглощают СО2 и выделяют кислород. И автор предупреждает нас, что «кислород воздуха бесплатен пока есть болота».
Белорусские кинодокументалисты также удостоены Диплома Кинофорума.
В представленных на форуме фильмах очень ярко прозвучала тема «воды», авторы озабочены состоянием так необходимой всему живому составляющей жизни. Здесь и конкурсные фильмы: Анастасии Поповой «Вода» (Россия, 2006 г.) — об уникальных свойствах воды, Младена Ведимировича «Волшебство воды» (Сербия, 2008 г.), Майи Мичевич «Источник» (Сербия, 2009 г.) — курсовая работа, «Водяной Чиро» (2007 г.) — режиссера из Боснии и Герцеговины Ратко Орозовича, российский фильм «Там, где плескалась форель» (2008 г.) Султана Цориева, рассказывает о проблеме загрязнения малых рек на Северном Кавказе.
В особом ряду стоят ретроспективные фильмы российского режиссера Антона Васильева, посвященные водам рек: «Из воды и водою» (2005 г.), «Астраханский узел» (1991 г.), «Святая Волга» (1991 г.), «Чуден Днепр» (2001 г.), «Москва-река» (1994 г.) — одним из запомнившихся моментов стал — как на месте истока Москвы-реки был вырыт карьер и часть родников была «убита». Картины разных лет, но одна проблема волнует режиссера. Автор с болью говорит о гибели воды этих рек, и звучит мольба об их спасении. А свой показ он предварил словами: «Я хотел бы, чтобы наше общество было более активно экологически…, — и добавил в конце, — Очень странно, что нет ни одной экологической программы на ТВ». Кстати, на этом кинофоруме режиссер подал заявку на создание экологической программы совместно с журналистом-экологом Виталием Чебышевым.
В конкурсной программе режиссер представил фильм «Закат России» (2007 г.) о проблемах «села» — за последние десять лет 20 тыс. селений исчезли с лица России.
Испанский конкурсный фильм «Класс» (реж. Беатрис Санчис, 2008 г.) показывает, как в увлекательной форме прививать детям экологические знания. В школе ставят спектакль о защите вырубки джунглей. И дети, играя роли разных «зверюшек» (обезьянка, лягушка, лев, зебра) и птичек, встают на защиту «своей» среды обитания.
Любовь к окружающей нас природе пробуждают фильмы, рассказывающие о многообразии животного и растительного мира, их похожести и особенностях. Среди них украинский фильм (конкурсная программа) Ольги Самолевской «Земляне» (2009 г.) — сотни животных и растений, птицы и звери, насекомые и земноводные запечатлены с трогательным вниманием.
Кино, снимаемое многие годы российским режиссером Василием Солкиным, к тому же еще он журналист и биолог, посвящено редким животным. Так главным героем конкурсного фильма «Пришельцы с юга. Харза» стал зверек харза (разновидность куницы, обитает только на юге Дальнего Востока), которого еще никому и никогда не удавалось снять. Картина была удостоена Диплома Кинофорума.
Конкурсная работа Алексея Ильюхина «Всемирный потоп как предчувствие“ (Россия, 2008 г.) почти не оставляет нам надежды, что конец света 2012 года неминуем из-за глобального потепления, но заставляет задуматься и начать всем вместе -“сообща» спасать мир.
Изменению климата посвящена и работа «Тающие жизни» (реж. С. и М. Идивуома, Швеция, 2009 г.). Чем же грозит потепление сибирской тундре и как следует решать ее оленеводам?
Но не только Всемирный потоп может погубить человечество, но и войны, на подобии той, которая велась в Боснии. Когда в 1996 году на заповедные места в районе Сараево (а в 1984 г. там проводились Олимпийские игры) были сброшены натовскими войсками тысячи бомб с обедненным ураном и жители стали умирать от раковых заболеваний. Об этой трагедии конкурсный фильм «Балканский синдром» (Сербия, 2008 г.) режиссера Драгана Элчича.
Итоги I МКФ экологических фильмов были объявлены на его закрытии 3 июля в Большом зале Дома Кино. Председатель жюри — народный артист России Николай Бурляев вручал призы. В состав международного жюри входили деятели кино: Раиса Недашковская (Украина), Виктор Васильев (Беларусь), Маргарит Николов (Болгария), Йован Маркович (Сербия), Василий Солкин (Россия) — режиссер и представитель WWF.
«Бронзовый Витязь» был присужден фильму «Дорога любви» (реж. Бранко Станкович, Сербия, 2009 г.), повествующий о дружбе молодого монаха и волка, и попытке человека понять себя через призму взаимосвязи всего живого и уберечься от внутреннего одиночества.
«Серебряный Витязь» получила кинокартина «Окно» (реж. Борис Лизнев, Россия, 2006 г.), поведовавшая о сложном духовном мире человека.
«Золотого Витязя» был удостоен фильм «Проблемы москитов и другие истории» (реж. Андрей Паунов, Болгария), рассказывающий о взаимосвязях окружающего мира, о городке с огромными москитами и с будущей атомной станцией.
Гран-При кинофорума был награжден фильм «Русский заповедник» (реж. Валерий Тимощенко, Россия, 2008 г.). Картина о небольшой деревне Жарки в Ивановской области и об о. Викторе, настоятеле деревенской церкви. Главный герой ждет возвращения на эти земли всех тех, кто желает жить в этих заповедных местах такой естественной жизнью. И как сам о. Виктор говорил на кинофоруме: «Надо иметь сострадание ко всему живому». «Экология — универсальный язык, понятный всем. И этот вопрос нас всех объединяет…, — пояснял он, — Проблема экологии вышла на уровень „спасения“ — поэтому „экология души“ как спасение». Отец Виктор считает, что «планетарный страх» не полезен, а спасение же — «обретение живого сердца», «найти любящее сердце».
О значении экологического Кинофорума сказал актер и режиссер Борис Токарев: «Это очень важный фестиваль и может быть — это самый нужный фестиваль в 21 веке». И поблагодарил организатора и Председателя жюри Николая Бурляева за столь необходимое дело, которому тот отдает столько сил.
Антон Яковлев
19.08.2009, 5069 просмотров.